Впервые с темой чуди я столкнулась в раннем детстве.
Когда мой дед хотел выразить своё недовольство бабушкой, он говорил: "А что с неё возьмёшь — она из чудского рода". Чуть позже эта тема завораживала меня преданиями о чудских кладах, в которых конкретно рассказывалось, кто, в каком месте и когда нашёл клад, и что в этом кладе было.
А кто же в детстве не мечтает найти клад?! Загадочность этого древнего народа тревожила меня и позже, так как географические названия тех мест, где, по преданиям, проживала чудь, никак не расшифровывались при помощи моего родного коми- пермяцкого языка На Урале, и в Сибири, и на севере России, и даже на Алтае во множество преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием "чудь". Предания о чуди чаще всего рассказываются в местах, где проживают или ранее проживали финно-угорские народы, поэтому в науке было принято считать чудью финно-угров. Но проблема в том, что финно-угорские народы, в частности коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя чудь другим народом. Когда в эти места пришли люди, проживающие здесь и поныне, чудь заживо захоронила себя в землю.
Вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: "…И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется — Чудской берег".