Движение в Бангкоке правостороннее, руль справа, машины процентов на 70 — японские. Очень много наворотов в виде Ягуаров, Порше, спортивных Мерседесов и вообще непонятно каких марок, но явно не дешевле Жигулей предпоследней модели. Очень любимы небогатыми слоями общества такие пикапчики от Тойоты, Ниссана и т.п. Пикапчики увенчаны оградкой, из труб, туда чего только не натыкивают.
Еще в пикапчики вбивается куча народу в неимоверных количествах, торчат только руки, ноги, горящие сигаретки и жизнерадостные улыбки — этакое живое воплощение чеканного сталинского — «Жить стало лучше, товарищи, жить стало явно веселее:» Бангкок, несмотря на 10 миллионов вроде бы учтенного, уж не говоря про неучтенное, населения, занимает мало, по сравнению с другими городами такого масштаба, места. Улицы, даже центральные, сравнительно узкие.
Иногда не сравнительно, а невероятно узкие. Узкие настолько, что местами пешеход не пройдет, если транспорт не даст ему возможности это сделать, даже если пешеход вотрется в стену или ограду.
Центра в Бангкоке, в общепринятом понимании, нет. Есть несколько центров и связывающих их кварталов не поймешь чего — от комплексов университетов до вилл и трущоб, от кондоминиумов до кустарных мастерских, от просто развалин и руин до чего-то промышленного.
Качество дорог очень хорошее, но они узки, а главные улицы — многие — с односторонним движением.
Там и сям накидана проклятая частная собственность, соответственно огороженная и не дающая возможность срезать путь. Если подьехать к нужному зданию не с того боку, то будь ты к нему хоть вплотную — в здание без подрывников не влезешь, а искать вход — значит, огибать чуть не полгорода.
Предстоит выезд с улицы, вьезд на главную улицу, проезд до поворота, поворот на эту главную улицу, но в обратном направлении, потом попытка не пролететь мимо нужной улицы.
И это только цветочки.
До недавнего азиатского кризиса в Таиланде был бурный экономический подьем, и любой уважающий себя, и даже неуважающий, гражданин, счел делом принципа и чести обзавестись авто. И обзавелся.
Бангкок набит машинами, как наша госдума идеями, не протолкнуться. Главные улицы представляют из себя, просто-напросто, одну большую пробку.
Машина в нее воткнулась, и машина судорожно движется со скоростью, по сравнению с которой скорость заезда в гараж покажется гарантией победы в гонках Формула 1. Зеленый-красный свет, в отличие от нас, горят очень долго — т.е. очень долго, минуты 3-5, иначе, с нашими интервалами, здесь вообще все встанет.
Но и между светофорами все битком, так что участникам дорожного движения остается одно — расслабиться и попытаться впасть в нирвану.
По первости, из России, такая езда просто сводит с ума — хочется схватить в руки даже не огнемет, а залповую установку «Град», и промести себе, наконец, путь до нужного здания, которое находится одуряюще близко, и до которого никак не удается доехать.
Тяжелых грузовых машин нет, есть авто, автобусы, ваны, тук-туки (два сиденья на колесиках с крышей, спереди еще одно колесо и движок, к которому приделаны руль и водитель) и орды мотоциклов. Есть хайвеи, платные.
Впечатляют.
Гигантские бетонные змеи отличного качества перепоясали город вдоль и поперек, на высоте от 3 до 5 этажного дома и выше.
Помогают, но не очень До вьезда надо доехать, а потом, соответственно, сьехать — причем физическая близость от места сьезда к цели поездки отнюдь не означает близость фактическую.
Трамваев и метро нет. Идею метро похоронили 20 лет тому назад и до сих пор рвут на себе волосы и ищут виновных в похоронах.
К концу этого года запустят скайлайн — метро, но только сверху.
На высоте хайвеев. Красиво будет, и авось полегче.
Движение в Бангкоке — очень серьезная проблема, все иностранцы в один голос утверждают, что такого нет нигде. Даже близко.
Борьба за экологию тут как-то не заметна, все больше на Будду полагаются, а потому и смог соответствующий.
Нам, впрочем, смог не особая помеха — особенно тем, кто родился и вырос вблизи строек века или там гордости пятилетки очередной.
После России неуютно только в эпицентре ядерного взрыва, и то — как посмотреть. В эпицентре — сразу, без мук и вариантов.
В России не сразу, а вариантов и мук — как в теориях больших чисел, много и на любой вкус.
Но пардон, меня занесло.
Общественный транспорт — автобусы с кондиционерами и без, такси, тук-туки и мотоциклы. Мотоциклисты-таксисты торчат на каждом углу, и в какой-то, мне пока непонятной зависимости, они иногда самый дешевый, а иногда самый дорогой вид транспорта.
Т.е. обыкновенный 2-хколесный мотоцикл — садись сзади и езжай.
В напряженные часы будней, когда трудящиеся массы усиленно перемещаются с места на место, самый быстрый вид транспорта — общественный, за исключением такси и прочих автомобилей.
Они — самый медленный, немногим быстрее ног, да и то не всегда и не везде.
Куда быстрее автобусы, тук-туки, и несравнимо быстрее их всех — мотоциклы. Мотоциклы вообще самый быстрый вид транспорта, в любое время суток.
И самый любимый. Для них пробок не существует.
Просачиваясь, как ртуть, в любые щели и щелки, они тормозятся только на светофорах.
И там-же и накапливаются. На открывшийся зеленый свет первыми несутся эти неимоверные орды.
Т.е. сцена открытия движения на перекрестке напоминает не так даже сьемку фильма «Бешеный Макс», как что-то эпохальное и историческое — ведомые Атиллой гунны тучей ворвались на улочки беззащитного города: Автобусы сравнительно быстрее авто потому, что им даются определенные права и полосы движения.
Теперь о самом главном — о собственно езде и существующей морали.
Итак, если-бы Н.В. Гоголь попал в Таиланд, он наверняка переделал бы в фразе насчет езды «русский» на «таец».
Тайцы обожают быструю езду и носятся, как сумасшедшие. Езда в Бангкоке, среди пробок и улочек, в которые не всякий наш велосипедист попадет, предварительно не прицеливщись, просто потрясает.
В разгар дня свободного пространства впереди более, чем на 100-150 метров, просто не бывает. Но и эти 100 или меньше метров не проезжают, а пролетают, причем все участники движения — автобусы, лимузины, драндулеты непонятного происхождения и назначения: Виртуозность водителей просто не поддается описанию.
Надо видеть.
Отнюдь не маленький «Икарус» (тут их много), с прицепом, летит по центральной улице, по тем 30-40 метрам свободного пространства, что освободились впереди, со скоростью, которую у нас не всякий лихач позволит себе на загородной трассе. С шумом и треском втирается к тротуару, причем прочие участники движения успевают разбежаться, открывает на ходу двери и практически на ходу выплевывает и заглатывает пассажиров, тормозя с трудом и неохотно.
Все движение — впритирку.
Все участники — в миллиметрах друг от др уга, и все живы!
На малейший кусок свободного пространства кидаются все, уворачиваясь друг от друга, и буквально раздирают этот свободный кусок на части.
Езда за городом или по городу в ночное время — это просто свист почти обгоняемого звука и мелькание кусков пейзажа за окном. И все-таки, самое сильное впечатление оставляет движение на улицах Бангкока, автобусы и мотоциклы.
Скорее всего, у тайцев врожденное чувство скорости и дистанции, ничем иным невозможно обьяснить такое вот понятие — БЕШЕНУЮ ЕЗДУ В ПРОБКАХ.
От мотоциклов вообще мурашки — пока все стоят, они лавируют между ними на маскимально возможной скорости, разгоняясь, в малейшем просвете до гоночных рекордов.
Причем мотоциклы как вид транспорта занимают очень весомое место, как пассажирский и грузовой.
На одном сзади и спереди навьючено столько, сколько на нашей полуторке времен целинных, на другом пассажиры сидят.
Пассажиры тоже картина — сидит девушка, свесив обе ноги по одну сторону и беззаботно ими побалтывая, держит в одной руке портфель или сумку, в другой бутерброд, щекой прижимает к плечику мобильный телефон и все делает одновременно — жует, болтает, жизнерадостно смеется, а мотоцикл в это время совершает невероятные пируэты на бешеной скорости, буквально втираясь между авто и автобусами. И автобусы — это ведь, все-таки, не коляска времен Гоголя, пусть даже с рессорами.
Повторяюсь — у них есть определенные вольности, что-ли, и носятся они со скоростями, иногда не уступающими мотоциклетным, разрывая уши впереди едущих, если они медлят, звуками своих гудков, и буквально наступая им на пятки — сдирая, так сказать, краску с номерных знаков. И при такой езде — крайне малое количество аварий и ДТП. Их много в курортных зонах, типа Паттайи, где много иностранцев, водки, марихуаны: На трассах, говорят, бед хватает.
Я по ним поездил, охотно верю. Те аварии, что видел в Бангкоке — исключительно ночью — были все исключительно тяжелыми.
Т.е. краны раздирали остатки, пытаясь выснить, что там было, сколько, и уцелели-ли куски, способные обеспечить хотя-бы похороны в гробах, а не в урночках. При бешеных скоростях вообще, а ночью особенно, такое не мудрено.
Если воткнешься куда или во что, то явно не затем, чтобы поцарапать себе бок или сбить урну.
Нет, при таких скоростях втыкание куда-то гарантирует отсутствие хлопот с реанимацией и реабилитацией — как прямое попадание тяжелого снаряда.
Но ведь их, аварий, крайне мало!
Почему? Глядя на их движение, невольно прикидываешь к России, и сразу волосы дыбом встают, так как если перенести их движение, скорости и пробки к нам, то у нас в течении 15-ти минут разразится всеобщая и такая окончательная война — всех против всех.
Коммунисты побледнеют от зависти, со своей гражданской.
Переходим к последнему — вопросу морали и нравственности, или почему у них так мало аварий.
Помимо несомненного, на мой взгляд, врожденного таланта к быстрой езде — обьективного, так сказать, обстоятельства, есть и субьективное — высокая мораль и культура поведения, по сравнению с нами — высочайшая. Вкратце скажу так — каждый участник движения ожидает адекватной реакции от других, каждый расчитывает не только на себя, но и на других.
Никаких привилегий не существует — автобусы разве, и то в основном скорее морально, чем узаконенно. Распоследний драндулет, который у нас осмеливается передвигаться только короткими перебежками, здесь пользуется абсолютно теми-же правами, что и навороченный лимо с персональным, в униформе, водителем и очень важной персоной сзади, болтающей по трем сотовым сразу и слепящей глаза своими ролексами, цепями и так далее.
Лимо ему уступит дорогу, а он — лимо, причем без всякого раздражения или возмущения. Уж тем более без выскакивания из лимо мордатых сподвижников исключительно важной персоны, с расчищением дороги на километр радиусом, избиением неповоротливых и включением счетчика особо провинившимся или непонравившимся.
В мораль движения Таиланда надо вжиться.
Проникнуться спокойствием, доброжелательностью, готовностью пойти навстречу, уступить. Понять самое трудное — тут не каждый сам за себя, тут все за всех.
Исключительно важной персона может быть у себя в офисе, на родине или в кругу семьи, но только не на дорогах Таиланда. На дорогах Таиланда все исключительно равны.
А теперь ответьте себе честно — вы к этому готовы?
Многие могут подтверждать свою значимость в том числе и этим — исключительно важной ездой по дорогам — чтобы все живое разбегалось, пряталось, или благоговенно наблюдало.
Последним я брать машину исключительно не рекомен