Архитектура древнего Киева: архитектура Киева Ярослава и Владимира

Полезное:

goa_129_1267213592 В этой статье мы обратим наш взгляд на древнюю архитектуруКиева периода 1036-1048 годов. 1048-й — это год завершения строительства новой, центральной, части стольного Киев-града, названной в честь ее основателя "городом Ярослава". Замысел киевского князя увенчал период наивысшего расцвета древнекиевской архитектурной мысли.

Золотые ворота, кафедральный Софийский собор, Ирининская церковь, — вот далеко не полный "текст" самобытной песни, выполненной в камне и подаренной потомкам на века.

Улицы, переулки, ворота, оборонительные сооружения возводились в небывало короткие сроки.

Общая площадь "города Ярослава" составила 80 га. "Город Ярослава" интересен еще и тем, что именно в этой части древнего Киева обустраивались наиболее знатные горожане, возводившие там свои поместья. Замысел архитектора, которым, несомненно, стал сам великий князь, состоял в создании своеобразного "ядра", наделенного духовным смыслом, и боковых, примыкающих к нему, улиц.

Таким "ядром" стал возведенный тогда Софийский собор и прилегающая к нему территория; "ядро" пересекала главная улица Киева, шедшая от вновь построенных Золотых ворот до возведенных из камня ворот Софийских, сменивших былые деревянные.

Этот вывод в значительной степени основывается на свидетельстве летописной записи 1175 года.

Кроме них, "город Ярослава" опоясывали высокие валы с наиболее мощной системой оборонительных деревянных укреплений из созданных в тот период. Ярослав Мудрый уделял огромное внимание внешнему оформлению возводимых церквей и соборов, а также монастырей и собственных дворцовых комплексов, трех княжьих дворов (Великого Ярославова, Мстиславова и Брячиславова).

Летопись сообщает и о существовавших в те времена десяти боярских дворах: Никифора, Чудина, Гордяты, Воротислава, Путяты, Глеба, Борислава, Ратши и других.

Опоясанные высокими дубовыми заборами и состоявшие из целого комплекса многоэтажных деревянных рубленых "теремов" и "хоромов", дворы эти представляли собою ритмичный архитектурный ансамбль, воплощенный в дереве, — замысел одного из выдающихся людей той эпохи.

К примеру, композиция Софии Киевской — это целая симфония форм, построенная на соотношении больших и малых масс, ритмов, а также аркад, галерей, арочных оконных и дверных проемов, членящих фасады плоских и профилированных пилястр. Сооружение гармонично завершается поднимающимися один за другим сводами перекрытий и группой из тринадцати глав: большой центральной, четырех средних и восьми малых.

Издали кафедральный собор величественно возвышался над окружающей застройкой, символизируя мощь и ныне уже подзабытую славу той поры. Напомним, параллельно он стал самым большим книгохранилищем того времени; кроме того, здесь открылась школа, в которой дети изучали грамоту, историю, философию.

Помимо культовых сооружений, огромное внимание уделялось центральному и дополнительным въездам в столицу, а точнее, воротам, опоясавшим весь город: прозванным в народе Жидовскими (позднее они вошли в историю как Львовские), к которым вела дорога из Галицко-Волынской земли; легендарным Лядским, принявшим на себя в декабре 1240 года основной удар наступающих монгольских орд, и др. Внешний облик и планировка ворот в основном подчинялись оборонной функции, поэтому их конструкции во многом схожи.

Основой их архитектурного решения становились два или три яруса — в зависимости от местонахождения и расположения на местности, — первый из которых служил непосредственно въездом и был оборудован подъемным мостом с опускавшейся кованой решеткой, преграждавшей в случае необходимости путь непрошеным гостям. Второй и третий ярусы выходили как на чистое поле, так и внутрь самого Киева.

Ворота задумывались и создавались так, чтобы на верхних ярусах располагались удобные обзорные площадки, пригодные также для стрельбы из лука или самострелов, — и с этих площадок осуществлялся контроль над всей близлежащей местностью. В боковых частях второго и третьего ярусов также отводилось место для укрепленных входов, соединявших их с крепостной стеной, — точнее, с той ее частью, которая выступала над городницами стен и получила в народе прозвище "забороло" — от древнеславянского слова "забрало".

Там же располагались удобные узкие бойницы для пешцев и лучников. Таким образом, "город Ярослава" был надежно огражден от всевозможных неожиданных нападений, а его укрепления с честью выдержали не один жизненный экзамен на прочность.

Легенды о величии и красоте Великого Ярославова двора разошлись далеко за пределы Киевской Руси. Детальная реконструкция, осуществленная выдающимся архитектором и археологом О. Косьминой, позволила воссоздать весь комплекс построек и разделить их на две основные категории: деревянные и каменные.

Любопытно, что сам великий князь со своими домочадцами предпочитал проживать в деревянном комплексе, состоявшем из трех четырехэтажных клетей и подклетей, фундамент которых был сложен из дуба, наиболее устойчивого к гниению, и сосны — более легкой породы, применявшейся при строительстве верхних этажей. Здания изобиловали лестничными переходами и отмечались красным крыльцом, имевшим три яруса.

Фасады первого и второго ярусов были украшены мощными дубовыми полуколоннами и аккуратным резным поясом на уровне закомар.

Плоскости и откосы оконных и дверных проемов завершали полусферические резные ставни с врезанными наборными оконцами из сплошного дерева — круглыми, создающими замысловатый геометрический узор. Со времен Киевской Руси труд стекольных мастеров широко применялся в строительстве.

В княжьих "теремах" и "хоромах" использовали как обыкновенное, прозрачное, так и цветное — витражное — стекло.

Терем делился на несколько частей: жилую, раздельные мужскую и женскую, зал для выходов, пиров и приемов заморских гостей, небольшую семейную часовенку, гридницу (где располагалась личная охрана князя, состоявшая из отроков), большие и малые амбары, княжью конюшню, клети для малой дружины, круглосуточно охранявшей весь дворец, а также скромные жилища дворной чади — холопов, обслуживавших князя и его родственников.

Княжьи терема заметно отличались даже от самых богатых и изысканных дворов приближенных к князю бояр, тысяческих и воевод.

Главным и наиболее богато украшенным в них оставался приемный зал, разделенный цельными, украшенными резьбой дубовыми опорами, выстроившимися в два ряда по всей его длине. На стенах обычно в изобилии развешивали оружие и светильники, а на восточной стене отводилось место для алтаря, без которого не обходилось ни одно сооружение такого рода.

Прием пищи всегда начинался с молитв, которые правил либо священник, либо старший в роду — то есть сам великий князь.

Второй и третий этажи традиционно отводились под жилье. Княжий дворец был самым высоким сооружением в городе, с ним соперничали лишь главы и купола близлежащих церквей и соборов.

Последние исследования археологов доказывают, что площадь Киева XII-XIII вв. во времена его высшего расцвета составляла приблизительно 400 га. Летописные источники указывают на дворовой характер застройки и планировки города, а раскопки, проведенные в пределах "города Ярослава", позволили выяснить, что площадь одного двора равнялась тогда приблизительно 200 кв. м. Таким образом, было установлено, что общее количество киевлян, проживавших в этот период в древнем Киеве, достигло 50-65 тыс. человек.

Для средневекового европейского города это была огромная цифра. Древнеславянская столица в период правления Ярослава Мудрого уверенно соперничала с ведущими по тем временам городами.

Например, Париж, который в средневековой Европе считался самым населенным городом (число его жителей составляло около 100 тыс. человек), уступал Киеву по размерам и количеству храмов… Источник: уточняется

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *