Японские боги счастья. Семь японских богов счастья

Полезное:

otdyx_019_1267213302 Число семь всегда считалось очень важным числом у народов мира. Можно для примера упомянуть о семи чудесах света и о семи смертных грехах, семидневной рабочей неделе и семи холмах Рима. Столь же трепетно относились к нумерологии — гаданию по числам и в Японии.

В древности эту страну поделили на 7 округов.

Буддисты требовали соблюдения траура по умершим в течение 7 недель.

Нет ничего удивительного и в том, что счастье любого японца зависит, согласно народным поверьям, от семи богов. Последние декабрьские дни всегда полны хлопот.

Только-только отметили день рождения императора (23 декабря) и пережили рождественскую суету, как наступил Новый год с его празднованиями.

На предприятиях и в офисах сотрудники весело отмечают с коллегами и партнерами конец года (бонэнкай), а впереди еще новогодние вечеринки (синнэнкай). Потом начнется непременный обмен визитами и подарками.

Не меньше усилий потребуют и семейные торжества. В новогоднюю ночь многие японцы выходят из дома, чтобы в первые часы после полуночи оказаться у ворот синтоистского или буддийского храма с тем, чтобы получить благословение небесных сил на весь следующий год. Для простоты можно, конечно, сходить в соседний храм, где и приобрести соответствующие талисманы и амулеты.

Называется это хацумодэ — первое свидание с богами.

Если нужно придать такому визиту характер официальности, можно побывать в центральном или наиболее почитаемом храме города.

Так, жители Токио и столичных окрестностей в новогоднюю ночь дружно устремляются к храму Мэйдзи. Но если отнестись к этой задаче неформально и постараться извлечь лично для себя и своих близких максимум полезного из новогоднего общения с богами, то лучше всего совершить паломничество — мэгури — по семи храмам, каждый из которых посвящен одному из семи богов счастья.

Японцы их коллективно именуют Ситифукудзин, хотя у каждого бога есть и свое имя, и индивидуальные особенности. Чтобы не доставлять верующим больших хлопот, храмы, входящие в цепочку паломничества к Ситифукудзин, строились неподалеку друг от друга, созвездиями, в соседних кварталах.

Если места, чтобы построить каждому из семи богов отдельный храм, не хватало, допускалось строить совместное святилище для двух или трех богов. Подсчитано, что по всей Японии есть более ста созвездий таких храмов.

Только в Токио насчитывается более двух десятков групп храмов для поклонения Ситифукудзин.

В новогодние дни эти храмы становятся объектом паломничества десятков тысяч прихожан, когда изображения богов счастья открывают для всеобщего обозрения. В зависимости от местных условий богами можно любоваться от трех дней до целого месяца.

В Новый год путь от одного храма к другому обозначают флажками, хотя в этом и нет большой необходимости.

Нужно просто следовать за толпой.

Семь богов счастья (вернее, шесть богов и одна богиня) не являются уроженцами Страны восходящего солнца. Это, так сказать, приезжие, которых некогда доставил с континента на Японский архипелаг такарабунэ — Корабль сокровищ, высадивший святую компанию на берег южнее Киото.

Это великое событие из японской мифологии произошло примерно в XIV веке. До того времени каждого из входящих в группу богов почитали самостоятельно.

Примечательно, что в божественной группе оказались представители различных религий — синтоизма, буддизма, даосизма и индуизма.

Но японцев такое многообразие религиозных оттенков не смущает: в этой стране довольно либеральное отношение к проблемам вероисповедания.

Все семь богов гарантируют верующим счастье, но каждый свое. Счастье может прийти в виде обильного урожая риса или богатого улова рыбы, хорошего вооружения или изящной музыки.

Ни один из Ситифукудзин не награждает людей золотом и драгоценностями.

Чтобы понять особенности счастья, ожидаемого японцами, следует поближе познакомиться с его дарителями: Дайкоку — бог богатства, покровитель крестьян, хранитель кухни и даритель пропитания.

Его изображают обычно с крестьянским капюшоном на голове, восседающим на двух рисовых мешках и с котомкой сокровищ (мудрость и терпение, а возможно, тоже рис) за левым плечом. Слухи о нем проникли в Японию через Китай в IX веке.

По происхождению он — индиец, хотя в синтоистском пантеоне богов есть мистическая фигура Окунинуси-но Микото, схожая по многим признакам с этим колоритным представителем индуизма. В правой руке Дайкоку держит утидэ нокодзути — молоток счастья, некое подобие рога изобилия.

Каждый удар молотком приносит желаемое, например еще больше риса. Бисямон (его второе имя — Тамонтэн) — бог войны и воинов.

Естественно, он в латах и железном шлеме, вооружен мечом.

Он является одним из четырех божественных защитников буддийских храмов, поэтому божество держит в руке хото — маленькую модель пагоды, «башни сокровищ», из которой он готов наделять всех хороших людей богатствами. Однако, как показывает практика, хороших людей на свете мало, поэтому Бисямон вынужден часто уничтожать свои подарки.

Эбису считают покровителем работников разных профессий.

В сельских районах его почитают как бога рисовых полей, в рыбацких деревнях — как небесного защитника рыболовов.

Моряки полагаются на его помощь в плавании.

Купцы — на удачу в торговле. Домохозяйки не могут обойтись без помощи Эбису на кухне.

Как правило, его изображают с удочкой в руке, держащим под мышкой морского леща (символ удачи).

Фукурокудзю изображают китайским отшельником, умеющим совершать чудеса.

Это лысый высоколобый старик невысокого роста с длинной седой бородой.

Иногда у него в руках видны складной веер и свиток, где записаны все мудрости мира. Помимо мудрости, Фукурокудзю может принести долголетие и благосостояние.

Дзюродзин — еще один из китайских богов, способных наградить человека продолжительной жизнью. Он тоже изображается старцем с длинной белой бородой, но его макушка укрыта шапочкой, характерной для ученого.

Он так же как и Фукурокудзю, держит в руках свиток, но там, как предполагается, записаны сроки жизни всех людей и животных.

По другим поверьям, свиток содержит секрет долгой и счастливой жизни.

Его обычно сопровождают черепаха, олень или журавль — существа, известные на Востоке как символы долголетия.

Хотэй — бог счастья, довольства и удачи — пожалуй, наиболее известен и почитаем из всей семерки. Его изображают веселым толстяком с огромным животом и широкой улыбкой чеширского кота.

Под рукой у бога мешок, из которого он наделяет бедных и нуждающихся всем необходимым. Мешок никогда не оскудевает.

Хотэй — единственный смертный из экипажа корабля. Этот образ заимствован с портрета некогда знаменитого китайца, которого называли Будай, или Пу-тай, дзэнского нищенствующего монаха, ставшего, по слухам, реинкарнацией бодхисаттвы Майтрея.

Замыкает «великолепную семерку» богиня Бэндзайтэн.

Ее называют также Бэнтэн, или Сарасвати. Это индуистский ангел, воплощающий в себе все искусства — красноречия, музыки, рисования, литературы, а также мудрость и добродетель.

Она способна наградить артиста вдохновением. В руках у богини бива — восточный вариант лютни.

Иногда Бэндзайтэн сопровождает в ее странствиях змея.

Вечером накануне Нового года корабль такарабунэ входит в японский порт и высаживает на берег семь богов счастья. Они готовы наделить счастьем любого встречного.

Рассчитывать на личную встречу с кем-либо из Ситифукудзин довольно сложно, поэтому все японские дети (без исключения! ) в новогоднюю ночь кладут под подушку картинку с изображением Корабля сокровищ, везущего в Японию богов счастья.

Это гарантирует, что первый сон, приснившийся в новом году, станет приятным и счастливым. А может быть, проснувшийся окажется на седьмом небе от счастья.

Ничего не теряют от паломничества по храмам Ситифукудзин и взрослые.

Наградят ли их боги удачей и благосостоянием, неизвестно.

Тут многое зависит от личных качеств человека.

Но в каждом из семи храмов можно отведать амадзакэ — подслащенное рисовое вино с плавающими в напитке рисовыми зернами. Легкая выпивка не только согревает в холодную новогоднюю ночь, но и поднимает настроение, что не так уж мало для паломников.

Источник: http://www.japantoday.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *