Кочевой образ жизни монголов зависит от животных. Несмотря на урбанизацию, уклад степной жизни является определяющим в жизни монголов.
Даже в городах большинство монголов живет в гэрах — белых шерстяных палатках, легко переносимых с места на место и имеющих одинаковое расположение на местности: дверь всегда должна смотреть на юг, внутри у задней стены и немного к западу находится почетное место для гостей, задняя часть — место для старейших членов семьи и для самых ценных вещей, там же находится семейный алтарь с изображениями Будды, семейные фотографии и чемоданы.
Спросите кого-нибудь из местных жителей, и вам расскажут о десятках всевозможных религиозных правил, поверий и предрассудков, связанных с традиционным монгольским жилищем.
Монголы всегда были приверженцами Тибетского буддизма, и связи между Монголией и Тибетом исторически очень тесные и глубокие. Один раз в жизни каждый монгол-буддист стремится посетить священный город Лхаса; тибетцы, в свою очередь, опирались на различные монгольские племена для поддержания своей власти.
В 1921 году, к моменту прихода во власть коммунистов, в Монголии было 110 000 лам (монахов), которые жили в 700 монастырях. Начиная с 1930 года, тысячи монахов были арестованы, сосланы в Сибирь в лагеря и пропали без вести.
Монастыри были закрыты и осквернены, а все религиозные обряды и церемонии запрещены. Свобода вероисповедования не восстанавливалась вплоть до 1990 года.
С этого времени началось феноменальное возрождение буддизма (и других религий).
Монастыри вновь открывались, и даже некоторые экс-лидеры коммунистической партии становились ламами. Монастыри и храмы (сюн) всегда имеют Тибетские названия.
Кроме буддистов есть еще группа мусульман суннитов, живущих в самых западных регионах Монголии, большинство из которых является этническими казахами. Живопись, музыка и литература Монголии находятся под сильным влиянием Тибетского буддизма и кочевого образа жизни.
Танцы цам предназначены для изгнания злых духов, они берут начало от кочевничества и шаманизма. Запрещенные во время коммунизма, они снова начинают возрождаться.
Традиционная музыка включает широкий спектр инструментов и певческих стилей.
В монгольском пении кхуми специально натренированные мужские голоса издают гармоничные обертоны из глубины горла, издавая несколько звуков одновременно.
Народную монгольскую музыку и танцы невозможно представить без выступлений человека-змеи, это древняя монгольская традиция. Монгольский язык — официальный язык в стране.
Он относится к урало-алтайской семье языков, включающей также финский, турецкий, казахский, узбекский и корейский. С 1944 года русская кириллица использовалась как монгольская письменность.
В стране создана богатая литература, почти не известная тем, кто владеет только европейскими языками. Только недавно переведен самый важный текст — Монгол-ун Нигуша Тобчиян (Секретная История Монголов), в котором дается описание былого величия Монгольской Империи.
Старая монгольская пословица звучит примерно так: «Завтрак съешь сам, обед раздели с друзьями, а ужин отдай врагам». Самая плотная и основательная еда в Монголии готовится на завтрак и обед, обычно это вареная баранина с большим количеством жира и муки, а также, возможно, молочные продукты или рис. Казахи, живущие на западе Монголии, вносят разнообразие в монгольскую кухню за счет конины.
Монголы очень любят чай и классический монгольский напиток — сюютей (соленый чай). Мужчины, отказывающиеся пить аркхи (водку), считаются слабаками, пастухи готовят свой собственный домашний напиток айраг из лошадиного молока с содержанием алкоголя не более 3 %. Многие монголы перерабатывают его дальше, чтобы получить шимиин аркхи, в котором содержание алкоголя увеличивается до 12 %.