Владимирский собор в Киеве: история и росписи Владимирского собора

Полезное:

pravitelstvo_1615_1267213706 Ныне Киев тяжело представить без Владимирского собора. Идея создания Владимирского собора принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. Собственно его идея о создании в Киеве собора в честь святого равноапостольного князя Владимира была официально утверждена Синодом и Николаем I в 1852 г. Тогда же начался сбор средств, и до 1859 г. было собрано около 100 тыс. руб., да еще Киево-Печерская Лавра пожертвовала миллион штук кирпича.

Но для колоссального, с тринадцатью куполами, проекта Владимирского собора архитектора Ивана Штрома этого было мало. Поэтому епархиальный архитектор Павел Спарро значительно уменьшил проект, оставив только семь куполов, но от руководства строительством отказался, сославшись на большую занятость.

Работы были поручены Александру Беретти, который внес в проект Владимирского собора противоположные коррективы — оставив очертания храма практически без изменений, увеличил его размеры в полтора раза. Именно по этому проекту собор был заложен в день св. Владимира 15 июля 1862 г. Через четыре года, когда строительство Владимирского собора было почти завершено, стены Владимирского собора внезапно начали трещать под собственным весом.

Пока искали виноватых и рассматривали различные проекты спасения Владимирского собора, прошло еще десять лет. Лишь в 1875 г. Александр II, находясь в Киеве, обратил внимание на этот «долгострой» и распорядился немедленно с ним покончить.

Уже на следующий год Рудольф Бернгард разработал окончательный проект Владимирского собора, за воплощение которого взялся архитектор Владимир Николаев.

Ему удалось ликвидировать аварийную ситуацию и в 1882 г. завершить строительство Владимирского собора (которое, таким образом, длилось 20 лет). Интерьер Владимирского собора в стиле древнерусских храмов проектировал вначале тот же Николаев, но этой работой заинтересовался Адриан Прахов, который, использовав свои правительственные связи, добился в 1885 г., чтобы оформление собора велось по его проекту и под его руководством. К работе были привлечены Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель, ученики школы Мурашко.

Роспись (преимущественно на древнерусскую тематику) была завершена в 1896 г., а собор освятили 20 августа 1896 г. Владимирский собор был посвящен крестителю Руси — святому князю Владимиру.

Внешний и внутренний облик храма задуман архитекторами в старовизантийском стиле, какими строили древнерусские храмы во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Владимирский собор был заложен в 1862 году, но его строительство, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет — с 1862 по 1896 год. Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Владимирский собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами.

Длина Владимирского собора составляет 55 метров, ширина — 30, а высота вместе с крестом — 49 метров.

Фасад здания украшают мозаики работы художника А. Н. Фролова.

На массивных бронзовых дверях главного портала Владимирского собора можно видеть литые бронзовые рельефы с изображениями княгини Ольги и князя Владимира Святого. Владимирский собор в Киеве — это блестящий образец синтеза искусства и архитектуры.

Славу памятника выдающегося культурного значения Владимирский собор получил в основном благодаря своим уникальным росписям.

Собор расписывала группа выдающихся художников: русские — В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, П. А. Сведомский и В. А. Котарбиньский под общим наблюдением профессора А. В. Прахова.

Прахов является и автором проектов ряда деталей интерьера, в частности — бронзовых входных дверей. В украшении интерьера Владимирского собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции.

Общая тема живописи Владимирского собора — «Дело спасения нашего».

Об этом повествуют как масштабные композиции на евангельские темы, так и символично изложенная история русской церкви: ее символизируют тридцать фигур русских святых: мучеников, святителей, князей, святых жен — вся история русского православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды… Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежит В. М. Васнецову.

Он исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур. Васнецов расписывал главный неф Владимирского собора, в котором, кроме евангельских сюжетов, большое место занимают масштабные исторические композиции: «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты канонизированных русских князей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *